Современный город Кириши расположен на правом берегу Волхова на месте нескольких поселений, в том числе, на месте села Сольцы, в котором, начиная с середины XVII века, располагалась усадьба семьи Бестужевых. Литераторы, ученые, историки и географы, художники, общественные деятели и просветители – члены дружной семьи – внесли неоценимый вклад в сокровищницу русской культуры. Слава наших земляков должна быть предметом гордости киришан, а память – крепче любого памятника. Усадьба Бестужевых не сохранилась на киришской земле. Киришский городской филиал за несколько лет работы накопил уникальный опыт пропаганды историко-литературного краеведения, а также огромный фактический материал, который необходимо сохранить, систематизировать и передать в наследство поколению XXI века.
Создание постоянно действующей экспозиции «Мемориальный кабинет семьи Бестужевых» в Городской библиотеке (Героев, 10) является частью большого проекта по созданию в Киришском городском филиале Бестужевского центра.
Миссия проекта: Пробуждение интереса к русской истории и культуре и к жизни и творчеству наших земляков – семьи Бестужевых.
Цель проекта: Организация пространства внутри библиотеки, отвечающего задачам Бестужевского центра.
Задачи проекта: Организация в стенах библиотеки краеведческого лектория для учащихся школ, жителей и гостей города.
Описание выставки:
Постоянно действующая экспозиция представляет собой небольшую комнату, стилизованную под кабинет хозяина усадьбы начала 19 века. Лучшим украшением хозяйского кабинета считались книги, поэтому вдоль стен по правую и левую руку находятся два стеллажа с книгами Бестужевского фонда, систематизированные следующим образом:
- Литература о декабристах и восстании 14 декабря 1825 года.
- Литература о семье Бестужевых.
- Писатель А.А. Бестужев-Марлинский.
- Вклад семьи Бестужевых в русскую культуру.
В левом углу, у окна – стол хозяина. На столе, покрытой бархатной зеленой скатертью, – икона Богородицы в золоченом окладе и раме. Портрет Е.А. Бестужевой (сестры хозяина и лучшего его друга на протяжении всей жизни) в такой же раме. Факсимильное издание журнала «Современник» за 1836 год. Чернильница с пером. Канделябр с оплывшими свечами. В правом углу – стул в стиле ампир.
На стенах – портреты и картины в рамах размером А4 – 19 экземпляров.
В центре композиции – два парадных портрета главы семейства А.Ф. Бестужева и его жены П.М. Бестужевой. Между ними – копия свидетельства о владении землями семьей Бестужевых в с. Сольцы. Под портретами – родословное древо семьи Бестужевых.
Слева, сверху, портрет старшего сына Николая Александровича. Под ним портрет среднего сына Александра Александровича. Справа, сверху, портрет Елены Александровны, старшей дочери. Под ним портрет Михаила Александровича – среднего сына.
Левая стена посвящена Николаю Александровичу. На ней помещены: копия морского пейзажа Айвазовского, копия письма Николая брату Павлу, акварельный рисунок работы Николая Александровича.
На правой стене помещены материалы, посвященные вкладу семьи Бестужевых в русскую культуру.
Мемориальный кабинет не располагает подлинными вещами семьи Бестужевых, да и таковой задачи у него нет. Создать атмосферу того времени, возбудить интерес, заставить работать воображение посетителей – вот основная задача кабинета. Экскурсия в таком кабинете гораздо живее беседы о семье Бестужевых с демонстрацией видео материалов на экране.